Привыкшие к скрытному образу жизни, члены триад до сих пор используют свой сленг, тайные рукопожатия, жесты и знаки [42], а также числовые коды для обозначения званий и должностей в иерархии группировки (они происходят от традиционной китайской нумерологии, основанной на «Книге перемен»). Иерархия триад проста, но нарочито запутанна. «489» означает «мастер горы», «голова дракона» или «владыка воскурения» (то есть лидер клана). Это число состоит из иероглифов, означающих «21» (4+8+9), что в свою очередь представляет собой производное двух чисел: «3» (создание) умноженное на «7» (смерть) равно «21» (возрождение). «438» означает «управитель» (заместитель лидера, или оперативный командир, или церемониймейстер). Сумма составляющих это число цифр равна 15, а число «15» у каждого суеверного китайца вызывает благоговейное почтение, потому что встреча с ним, включая различные комбинации, сулит большую удачу.«432» – «соломенные сандалии» (то есть связной между различными подразделениями клана), «426» – «красный шест» (то есть командир боевиков или исполнитель силовых решений), «415» – «веер из белой бумаги» (то есть финансовый советник или администратор), «49» – рядовой член. Это число также имеет свое значение. Оно раскладывается на «4» и «9». Их производное «36» означает число клятв, произносимых при вступлении в триаду. Не случайно и то, что все коды начинаются с цифры «4», ведь по древнему китайскому поверью мир окружен четырьмя морями. Числом «25» члены триад обозначают полицейского агента, внедренного в группировку, предателя или шпиона другой банды [43][44][45].
читать дальше
По другим данным, «желтый дракон» (лидер) ведает общим руководством и стратегией триады, «белый бумажный веер» отвечает за воспитание и контрразведку, а также за общие вопросы и финансы, «соломенные сандалии» (он же «сандаловая палочка») — за контакты с другими тайными обществами, «красный шест» (он же «красный жезл» или «красный посох») — за защиту и силовые операции, в том числе разборки с конкурентами и ликвидацию предателей, а прозвищем «монах» обозначают рядовых членов. В структуре каждой триады имеются отделы (или направления) защиты, информации, связи, вербовки и воспитания, каждый из которых возглавляет заместитель главаря или очень авторитетный гангстер. Например, отдел информации занимается разведкой и контрразведкой, в том числе в среде конкурентов и полиции; отдел вербовки работает в школах и вузах, а также ищет информаторов среди рикш, таксистов, официантов, уличных торговцев и проституток [46].
Члены триад связаны между собой сложной системой ритуалов, клятв, паролей и даже церемониальным смешением крови. Они безошибочно узнают друг друга по многим условным сигналам, невидимым для посторонних: порядку расставленой на столе посуды, особой манере держать палочки и чайные чашки во время еды или по вопросам-загадкам. Например, на вопрос «Сколько будет трижды восемь?» член триады ответит: «Двадцать один», так как знает, что иероглиф «хань» (китайское название триады) состоит из трех частей, обозначенных цифрами «3», «8» и «21».
Некоторые триады Гонконга до сих пор придерживаются традиции торжественного посвящения новичков в своё братство. Вот как описана эта церемония в книге Всеволода Калинина «Золотая орхидея» [47] :
Для вступления в «братство» нужно не только заручиться рекомендацией члена триады со стажем, но и пройти подготовительный период, во время которого новичка подвергают суровым и опасным испытаниям, включая его в проводимые гангстерами операции. Кроме того, «новобранцы» изучают историю и обряды тайного общества, секретные сигналы жестами и пальцами, словесные пароли. К моменту вступления необходимо наизусть выучить 21 правило дисциплинарного кодекса и 10 пунктов наказаний за нарушение его, а также 36 клятв. В ходе мистического ритуала предстоит дать правильные ответы на вопросы в форме иносказаний или загадок.
Церемония вступления проходила в большом прямоугольном помещении, которое именовали Городом Ив, где, согласно легенде, Пятеро предков основали Общество триады. Стоящие по черырем сторонам помещения бамбуковые шесты означают ворота ивового города, ведущие на восток, юг, запад и север. Через восточные ворота в помещение входят одетые в белые балахоны «братья», отдавая поклоны двум стражам с обнаженными мечами. Затем рассаживаются вдоль стен на полу. Посредине помещения установлено еще несколько бамбуковых ворот. Первые ведут в зал Хань (Общество триады). За ним — зал Верности и преданности. А через третьи ворота вход в святая святых — зал Красного цветка. Здесь красной краской отмечены небесные и земные круги, огненная пропасть, камни верности. Два дощатых помоста ведут к кумирне, установленной на возвышенности. Рядом на столике ритуальные предметы: весы преданности и справедливости, зеркало добра и зла, дубинка наказания, меч мести. Большая деревянная ваза красного цвета наполнена рисовым зерном — символ многочисленности «братьев».
Через те же восточные ворота в Город Ив входят пять новичков. Вошедшие в помещение видят в дальнем конце кумирню. Справа от неё — Шан Цю (Владыка воскурения), слева — Хань Цю (Управитель). «Пятеро предков приказывают нам, — начинает Владыка, — провести дознание, есть ли здесь полицейские шпики, и беспощадно их смыть». Владыку заверяют, что шпионов нет. «Здесь нет чужих, — продолжает он. — Начнем церемонию». Гонг. «Новобранцы», держа в руках курящиеся палочки, проползают на локтях и коленях под скрещенными мечами стражников. Проход Горы ножей — так называется начальная стадия ритуала. Управитель записывает имена, адреса, возраст вступающих. Они платят небольшие взносы. Владыка воскурения зажигает пахучие палочки перед кумирней и объявляет: «Братство Хань будет жить миллионы лет». Затем он читает длинную поэму о подвигах предков, о сердечном союзе братьев, о процветании триады, после чего растолковывает 24-ю клятву из тех 36, которые будут произнесены позже. В пункте 24 говорится о том, что новый член общества может подняться на иерархическую ступеньку не раньше, чем через три года. «Не пытайтесь быть слишком умными и учить других, — внушает Владыка. — Ждите окончания срока послушания». Под заклинания на пол выливаются три чашки чая и пять — вина.
Пятеро медленно направляются в сторону кумирни. Им предстоит пройти через трое ворот, у каждых из которых стоит по двое высокопоставленных членов общества. «Сюда войдет только добродетель», — написано на плакате первых ворот. «Перед вратами верности и преданности все равны», — гласит следующий транспарант. Имеется в виду, что общество открыто представителям всех сословий и классов. И третья надпись: «Через небесные и земные круги лежит путь героев Хань». Коленопреклоненные новички вытягивают перед собой руки, держа в них множество тонких, как соломинки, курящихся палочек. Стражи плашмя ударяют их по спинам мечами и вопрошают каждого: «Что тверже: меч или твоя шея?» «Моя шея», — следует ответ, означающий, что даже под угрозой смерти тайны общества не будут раскрыты.
И вот наступает момент клятвы.
— Пройдя ворота Хань, — звучат голоса, — я должен обращаться с родителями и родственниками моих братьев по клятве, как со своими. Да поразят меня пять ударов молнии, если я не сдержу эту клятву.
С последними словами каждый из пятерых втыкает тлеющий конец палочки в пол, показывая тем самым, что также исчезнет огонек его жизни в случае нарушения клятвы.
— Когда братья Хань придут в мой дом, я дам им пищу и кров. Пусть заколют меня миллионы ножей, если я встречу их, как чужих.
Очередная палочка втыкается в пол, исчезает её огонек.
— Я не открою тайн семьи Хань даже своим родителям, братьям или жене. Я никогда не выдам секретов за деньги. Пусть пронзят меня миллионы мечей, если я сделаю это.
Таким образом произносятся все 36 клятв.
Сжигается лист желтой бумаги, который служит напоминанием о мистической желтой мантии, спасшей от пламени некоторых монахов во время сожжения маньчжурами монастыря Шаолинь. Пепел кладут в кубок с вином, киноварью и сахаром. Приближаясь к кумирне, пятеро проходят огненную пропасть, обозначенную горящей пахучей бумагой, и отдают дань драгоценной курильне, копирующей ту, что монахи сумели вынести из горящего монастыря. На этой стадии много времени отводится проверке знаний тайных сигналов, паролей. На пол выливается вино, читаются вирши. Продавец фруктов, накормивший более 300 лет назад монахов, дает теперь их последователям по красному финику. Водонос, напоивший монахов, говорит: «Склоните ваши головы и выпейте эту воду. Она очистит и укрепит ваши сердца, чтобы вы не выдали тайну».
В помещение вносят молодого петушка и вазу в виде цветка лотоса. Слово берет третий по рангу руководитель — Красный посох — блюститель порядка и дисциплины, исполнитель приговоров. «Цветок лотоса, — говорит он, — означает богатство и благородство, верность и преданность, которые мы увековечили в семье Хань. Подлость и предательство будут разбиты на кусочки так же, как этот цветок лотоса». Он вдребезги разбивает вазу мечом. Вторым ударом отсекает голову петуху и добавляет его кровь в тот же кубок, куда раньше опустили пепел. Новички, оставаясь на коленях, протягивают левые руки ладонями вверх. Красный посох прокалывает иглой с толстой красной ниткой средние пальцы, из которых сочится кровь, и говорит: «Укол серебряной иглы — и кровь бежит из пальца. Не раскрывай другим ты наши тайны. А если так случится, то тогда кровь хлынет из пяти отверстий твоего тела».
Человеческую кровь добавляют к смеси в кубке, разливают по пяти чашечкам и каждому дают выпить. С этого момента новички считаются принятыми в скрепленное клятвой на крови братство, от уз которого может избавить только смерть. С очередным заклинанием Красный посох подходит к бумажным коленопреклоненным фигурам, на которых написаны имена предателей. Свист меча — и головы изменников слетают с плеч. Гонг. Церемониальные предметы и разнообразные сооружения предают огню, чтобы все осталось тайной. Начинается празднование, которое оплачивают вступившие в триаду.
Также, как и в других криминальных сообществах, в триадах большое значение имеют татуировки (они могут изображаться как в виде рисунков, так и в виде обозначающего их иероглифа). Например, дракон обозначает процветание, благородство и власть, змея — мудрость, прозорливость и волю, черепаха — долголетие, ель — терпение и избранность, сосна (эмблема Конфуция) — долголетие, мужество, верность и стойкость, слива — долголетие, чистоту, силу, стойкость и отшельничество, вишня — мужество и надежду, олива — покой, стойкость и щедрость, апельсин — бессмертие и удачу, клевер — триаду, орхидея — совершенство, гармонию и изысканность, лотос — богатство, благородство и верность, пион — мужское начало, славу, удачу и богатство, бархатцы — долголетие, магнолия — самоуважение, подорожник — самообразование.
В различных регионах Китая и мира подразделения материнского общества «Тяньдихуэй» известны как триада, хуэй, хунмэнь (относится скорее к политической или общественной составляющей тайного общества) или тонг [48][49] (преимущественно в США и Канаде).