Black Diamond Celestial Dragon
Считаешь себя Богом? Но Господь не столь глуп, чтоб являться тобой...Считаешь себя Дьяволом? Да и он ведь, отнюдь не дурак...Считаешь, что я не вижу, каков ты внутри? - о, какое же ты все еще дитя...
Сёдзё-манга
В 1969 году был сформирован коллектив женщин-мангак Союз 24 года[65][66]. В группу входили Хагио Мото, Риёко Икэда, Юмико Осима, Кэйко Такэмия и Рёко Ямагиси; группа считалась первым коллективом женщин, начавших рисовать мангу[2][50]. После этого основными создателями сёдзё-манги становились мангаки-женщины.

В 1971 году Икэда начала работу над ставшей впоследствии популярной мангой Berusaiyu no Bara (The Rose of Versailles), действие которой разворачивается в дореволюционной Франции. Сюжет повествует о женщине по имени Оскар, которая стала капитаном гвардии Марии-Антуанетты[2][50][67][68]. В конце Оскар погибает во время штурма Бастилии. Данное произведение оказало значительное влияние на эстетику и идеологию всей созданной в дальнейшем сёдзё-манги[69]. В 1975 году была создана история в жанре научной фантастики They Were Eleven, чья главная героиня — кадет космической академии будущего[70].

Женщины из группы «Союз 24 года» также внесли значительные стилистические инновации. История фокусируется на внутреннем опыте и чувствах главной героини, а сама сёдзё-манга выступает как «поэма в картинках»[71]. Присутствуют изящные и сложные рисунки, при этом границы кадров часто убираются[2][50][60][62][72]. Все данные нововведения — сильная и независимая героиня, интенсивная общая эмоциональность произведения и тонкий дизайн рисунка — до сих пор являются основными характеристиками сёдзё-манги[59][67].

1975-настоящее время
В последующие десятилетия (1975-настоящее время) одновременно с развитием сёдзё-манги стали появляться её поджанры[73]. Основными среди них стали романтика, супергероини и «дамские комиксы» (аналогичные названия рэдису レディース, рэдикоми レヂィーコミ и дзёсэй じょせい (女性;)); во многом эти поджанры пересекались[31][50].

В современной романтической сёдзё-манге основной темой является любовь, а способ повествования в подобных произведениях обычно отличается сильной эмоциональностью[74]. Японский критик аниме и манги Эри Идзава определяет романтический жанр как символизирующий «эмоциональное, великое и эпическое; чувство героизма, фантастические приключения и меланхолия; страстная любовь, внутренняя борьба и вечное стремление», которые сливаются в один яркий, индивидуальный и страстный рассказ, заключённый в кадры манги[75]. Эти истории порой довольно длинны и часто в них проходит грань между притворной и настоящей любовью, а действие обычно развивается в запутанном мире[60][74][76]. Тема взросления имеет место как в сёдзё- так и в сёнэн-манге[77][78].

В романе воспитания главный герой в своём развитии обычно проходит через опыт несчастья и конфликта[78]; подобное явление встречается и в сёдзё-манге. Например, манга Peach Girl автора Мивы Уэды[79][80], Mars Фуюми Сорё[81]. Примеры более зрелых произведений: Happy Mania Моёко Анно[62][82], Tramps Like Us Яёй Огавы и Nana Ай Ядзавы[83][84]. В некоторых произведениях сёдзё юная героиня попадает в чужой мир, где знакомится с окружающими и старается выжить (They Were Eleven Хагио Мото[85], From Far Away Кёко Хикавы[86] и The World Exists For Me Тихо Сайто[87]).

Также в сюжетах сёдзё-манги встречаются ситуации, когда протагонист встречается с необычными или странными людьми и явлениями, как например в манге Fruits Basket Такаи Нацуки[88], которая приобрела популярность в США[89]. Главная героиня Тору остаётся жить в лесном доме вместе с людьми, которые превращаются в животных из китайского зодиака. В манге Crescent Moon героиня Махиру встречается с группой сверхъестественных существ и в конце концов узнаёт, что тоже обладает сверхспособностями[90].

С появлением в сёдзё-манге историй о супергероинях начали ломаться традиционные устои о женской покорности[31][60]. Манга Sailor Moon Наоко Такэути — длинная история о группе молодых девушек, которые одновременно героические и интроспективные, энергичные и эмоциональные, покорные и амбициозные[91][92]. Подобная комбинация оказалась чрезвычайно успешной, и манга и аниме о Сейлор Мун приобрели международную популярность[91][93]. Ещё один пример истории о супергероинях — манга группы CLAMP Magic Knight Rayearth, главные героини которой оказываются в мире Сефиро и становятся магическими воинами, спасающими Сефиро от внутренних и внешних врагов[94].

В произведениях о супергероинях довольно распространено понятие сэнтай, применяемое для обозначения команды девушек, например Сейлор воины из Sailor Moon, Рыцари магии из Magic Knight Rayearth, команда Мяу Мяу из Tokyo Mew Mew[95]. На сегодняшний день шаблон темы о супергероинях широко применяется и становится объектом пародий (Wedding Peach[96] и Hyper Rune[97]); распространён также жанр бисёдзё (Galaxy Angel[98]).

В середине 1980-х годов и в дальнейшем начал становление поджанр сёдзё-манги, предназначенной для молодых женщин[73]. Этот поджанр «дамских комиксов» («дзёсэй» или «рэдису») затрагивал темы молодого возраста: работу, эмоции, проблемы половых отношений, дружеские (а иногда любовные) отношения между женщинами.

В дзёсэй-манге сохранилась основная стилистика, ранее применявшаяся в сёдзё-манге, но теперь рассказ предназначался для уже взрослых женщин[103]. Зачастую открыто показывались сексуальные отношения, являвшиеся частью сложного рассказа, где сексуальное удовольствие сопряжено с эмоциональным переживанием[31][99][100]. В качестве примеров выступают Luminous Girls Рё Рамии[104], Kinpeibai Масако Ватанабэ[105] и работы Сюнгису Утиды[106]. Также в дзёсэй-манге могут иметь место сексуальные отношения между женщинами (юри)[107], что отражено в работах Эрики Сакурадзавы[108], Эбинэ Ямадзи[109], и Тихо Сайто[110]. Имеются и другие темы, например манга о моде (Paradise Kiss[111][112]), манга о вампирах в готическом стиле (Vampire Knight[113], Cain Saga[114] и DOLL[115]), а также различные сочетания уличной моды, косплея и музыки J-Pop.

@темы: на заметку